Задолго до «Матрицы», задолго до «Истории игрушек» задолго до того, как оперативная память начала измеряться гигабайтами, студия Disney создала «Трон» - первый в мире
фильм с активным использованием компьютерной графики и действием, развивающимся в виртуальной реальности. Теперь, 28 лет спустя, авторы этой культовой картины сняли ее сиквел «
Трон: Наследие 3D» и предоставили повод рассказать историю сразу двух фильмов: классического и нынешнего.
В середине 1960-х инженерная компания MAGI по заказу правительства США моделировала последствия утечек радиации. Разработав математическую модель, описывающую разлет и отражение радиационных частиц, сотрудники MAGI сообразили, что их наработки можно использовать для моделирования лучей света и создания реалистичных изображений на экране компьютера.
В 1976 году независимый аниматор Стивен Лисбергер познакомился с творчеством MAGI и впервые в жизни сыграл в компьютерную игру. Несмотря на всю их тогдашнюю примитивность, новые технологии настолько впечатлили Лисбергера, что он решил создать полнометражную картину о приключениях внутри компьютерной игры. Однако чем глубже режиссер постигал компьютерные технологии, тем яснее ему становилось, что, во-первых, в мире в то время не было компаний, способных за приемлемое время рассчитать полтора часа компьютерной графики, а во-вторых, Лисбергер не мог организовать и оплатить подобный проект без привлечения голливудских гигантов.
Безуспешно предложив «Трон» студиям Warner, MGM и Columbia, Лисбергер обратился к диснеевцам, и те заинтересовались неожиданным проектом. После того как Лисбергер продемонстрировал нанимателям тестовый фрагмент с одновременным использованием компьютерной графики, съемок актера и рисованной анимации, а также согласился внести в сюжет предложенные правки, ему предоставили существенную свободу в дальнейшей работе над лентой.
В окончательной версии «Трона» главным героем был программист Кевин Флинн, уволившийся из концерна ENCOM после того, как его конкурент Эд Диллинджер выдал за свои разработки несколько игр Флинна и получил повышение по службе. Не сумев доказать обман, Флинн коротал время за собственными играми и бесплодными попытками найти улики против Диллинджера в сети ENCOM. Желая помочь, бывшая девушка Кевина Лора и ее новый парень Алан, которые также работали в ENCOM, предложили парню тайком проникнуть в здание фирмы и взломать ее компьютерную защиту.
Приняв помощь друзей, Флинн не подозревал, что в ENCOM уже давно распоряжаются не люди, а программа МСР (Master Control Program - «управляющая программа»), созданная одним из основателей корпорации и эволюционировавшая в зловещий компьютерный разум. Как только хакер попытался обойти защиту МСР, он был оцифрован и перенесен во внутреннюю сеть ENCOM. Там прихвостни МСР попытались сделать из него виртуального гладиатора, сражающегося с порабощенными «Хозяином» программами. Однако Флинн вырвался на свободу и вместе с программами «Трон» и «Йори» отправился сражаться с тиранией МСР.
Потратив большую часть 17-миллионного бюджета на спецэффекты, Лисбергер не стал особенно вкладываться в исполнителей и нанял всего одну полноправную звезду - Джеффа Бриджеса, к тому времени сыгравшего в ремейке «Кинг Конга» и заработавшего две номинации на «Оскар». Естественно, Бриджес изображал Флинна.
Хотя «Трон» был экспериментальным проектом, компания Disney надеялась получить суперхит и была разочарована, когда картина заработала в прокате 33 миллиона долларов - в десять раз меньше, чем вышедший в том же 1982 году «Инопланетянин». Впрочем, студии вряд ли стоило ждать большего от ленты, где радикальные концепции соседствовали с третьесортным копированием «Звездных войн», персонажи были скучными и картонными, а пересыпанные компьютерными терминами диалоги ставили в тупик непосвященных зрителей.
Главный вывод из эксперимента с «Троном» состоял в том, что лента опередила свое время. Массовый зритель, только начавший осваиваться в мире компьютеров, был не готов такое кино смотреть, сценаристы толком не знали, как такие фильмы придумывать, а студии компьютерной графики еще не могли заменить людей с карандашами и красками. С другой стороны, именно поэтому «Трон» стал культовым в компьютерной среде и оказал влияние на многих из тех, кто позднее стали столпами индустрии.
По мере того как «Трон» превращался из эксперимента в классику, Лисбергер все активнее лоббировал создание сиквела. Одно время речь шла о том, чтобы поручить проект Pixar. Однако диснеевцы решили не рисковать и довольствовались финансированием выпущенной в 2003 году видеоигры Тгоп 2.0, главным героем которой был сын Алана - Джет.
Как и предсказывали пессимисты, Троп 2.0 покорила сердца фанатов фильма и игровых критиков, однако продавалась не слишком успешно. Тем не менее она напомнила тем, кто уже успел об этом забыть, о существовании «Трона», и диснеевцы решили, что им все-таки стоит вложиться в сиквел, задействовать все новейшие кинотехнологии и надеяться, что ностальгия по 1980-м в сочетании с 3D-картинкой и киберпанковским сюжетом сделает второй «Трон» тем хитом, которым не стала первая лента.
Лисбергер получил пост продюсера новой картины и принял участие в написании ее сценария.Лисбергер не хотел состязаться с самим собой, а потому был готов доверить картину молодому и амбициозному новичку - такому, каким он сам был когда-то. Им стал Джозеф Косински.
Авторы киносиквела не долго думая решили, что без Бриджеса не обойдутся, который в свою очередь быстро согласился вернуться в проект, хотя и понимал, что на сей раз будет играть вторую скрипку. Главным героем фильма стал взрослый сын Кевина - Сэм, пытающийся разыскать отца в сети ENCOM, где Флинн-старший сгинул в конце 1980-х. Оливия Уайлд получила роль воинственной программы по имени Куорра, помогающей Сэму освоиться в компьютерном мире. Злодеем фильма стал Клюю, программный аватар Кевина Флинна. Соответственно, озвучил этого персонажа Бриджес, а сыграл его созданный компьютерщиками «человек», выглядящий как Джефф в молодости.
Поскольку Косински был одним из тех, кто влюбился в «Трон» еще мальчишкой, увидев картину в кино, своей главной визуальной задачей режиссер счел воссоздание и переосмысление мира ленты на новом техническом уровне. То бишь оставить на месте классическую черно-белую картинку с яркими вспышками красного, желтого и синего, но перерисовать роботов, машины и декорации с той фотореалистичной детализацией, на которую способны современные графические процессоры. И, конечно, добавить несколько новых механизмов и существенно увеличить внутренний мир ENCOM.
Поскольку картина разрабатывалась как объемное зрелище и снималась с использованием трехмерных камер, Косински старался как можно чаще применять реальные эффекты, чтобы «аватаровские» камеры отработали уплаченные за них деньги. Так, светящиеся полосы на костюмах героев создавались не компьютерными эффектами, а с помощью гибких нашивок из светодиодов. А поскольку таких костюмов было почти полторы сотни и все они разрабатывались и шились специально для фильма, то один только костюмный бюджет ленты был почти таким же, как полный бюджет первого «Трона».
Всего на «Трон: Наследие» было потрачено почти 200 миллионов долларов - рискованный шаг, учитывая прошлые коммерческие полуудачи «Трона». Однако студия Disney верит в картину и даже разрабатывает ее телевизионное продолжение, надеясь, что со второй попытки им должно повезти. Совсем скоро мы узнаем, насколько обоснована эта вера и сколько денег может заработать «Трон» в эпоху, когда компьютеры перестали быть экзотикой и стали неотъемлемой частью жизни.
Использованы материалы журнала «Total DVD»
Комментарии:
Ваш комментарий может стать первым!
Добавить: