Пока в
кинотеатрах дают задорный сексплотейшн/слэшер «
Пираньи 3D», а по понедельникам проходят показы эксплотейшн-муви в «
Современнике» в рамках «
Grindhouse Project», предлагаем вам вспомнить, кто придумал эксплуатировать на большом экране маленькие человеческие слабости.
Из всевозможных определений этого феномена предлагаем вам наиболее короткое ив то же время емкое: эксплотейшн в кино - это всего лишь эффективное совпадение предложения и спроса. Публика всегда готова платить за шоу ради единственного пункта программы, когда женщин и нервных попросят покинуть представление. Киношники эту готовность с радостью эксплуатируют. Звездный час эксплотейшн фильма длился недолго — с середины 60-х по конец 70-х. В США расцвету эксплотейшн способствовали конкретные бизнес-факторы: море грошовых однозальных кинотеатриков, «грайндхаусов», заинтересованных в сомнительном репертуаре, обвальное удешевление кинопроизводства и снижение уровня морали в городах. С появлением многозальных кинотеатров и домашнего видео, эпоха эксплуатационного кино закончилась. Последствия аукаются до сих пор: пока Тарантино тосковал по своему грайндхаусу, триллеры перестали вызывать дрожь, фантастика лишилась воображения, боевики — экшна, хорроры — ужасов, эротика — секса, или, если хотите, наоборот. Не стоит идеализировать эксплотейшн. Место художественных образов занимают тут стереотипы, настойчивая эксплуатация которых грозит аудитории стремительным упрощением мозговой активности. Хотя это и не является абсолютной истинной.
Хорроры от «Хаммер»
Британская студия «Хаммер» снимала ужастики, которые часто представляли собой римейки популярных фильмов ужасов прошлых лет, однако их сюжеты были существенно переработаны. Серия примечательна также тем, что была практически вся (за исключением психологических триллеров без фантастического элемента) снята в цвете, а не в черно-белом исполнении, гораздо более характерном для фильмов ужасов 1940—1950-х годов.
Роуд-муви
Роуд-муви — фильм-путешествие, герои которого находятся в дороге. Зачастую в форму роуд-муви облекаются фильмы с ярко выраженной жанровой принадлежностью (комедия, боевик, детектив). Фильмов, где все куда-то едут, испытывая по этому поводу разнообразнейшие чувства, в 60-70-х снято огромное количество, но великих — всего три: «Беспечный ездок» Денниса Хоппера, «Точка возврата» Ричарда Сафарьяна и «Двухполосное шоссе» Монте Хеллмана.
Сексплотейшн
В фильмах данного жанра эксплуатируются и освещаются разнообразные аспекты человеческой сексуальности. Черты описываемого жанра, по сути, содержатся во множестве эксплуатационных фильмов других жанров: nunsploitation, nazi-exploitation и women in prison. Тем не менее, жанр Sexploitation всё же принято выделять отдельно. Из редких достижений сексплуатации, которые не стыдно пересматривать, остаются фильмы Расса Майера — певца огромных сисек и мощных тачек.
Якудза-фильм
Японский вклад в эксплотейшн наряду с ужасами про гигантских монстров и экзотик-порно. Ограничиться можно фильмографией Киндзи Фукасаку, известного у нас по «Королевской битве». Миике и Китано считают себя всего лишь учениками мастера, создавшего в 70-х 6-серийный эпос «Дневники якудза».
Блэксплотейшн
Фильмы этого жанра повествуют о черных мафиози, сутенеров и черных «робингудов». Чтобы представить, на что похожи эти фильмы, достаточно вспомнить любой фильм Тарантино. Но на самом деле, стоит пересматривать все. Начать лучше всего с фильмов с участием «Нефертити-ниндзя» — Пэм Гриер.
Спагетти-вестерны
Это жанр фильмов-вестернов, родившийся в Италии и особенно популярный в 1960-х и 1970-х годах. За это время в Италии было снято около 600 вестернов. Съёмки проходили главным образом на юге Испании, где местный ландшафт позволял добиться имитации ландшафтов американского Запада. Из-за большого количества фильмов было построено несколько стационарных городков, имитирующих города «Дикого Запада» с их традиционными атрибутами, такими как салун, банк, тюрьма. Парадокс состоит в том, что лучшими вестернами считаются именно те, которые сняты в
Италии: «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой».
Джалло
Итальянский эксплотейшн — джалло. Свое название получил благодаря цвету бумаги, на которой печатались бульварные романы. Итальянских фильмов ужасов сочетают в себе элементы криминального триллера и эротики. Отдельными кинокритиками рассматривается как поджанр слэшера. Гранд-мастер — непревзойденный Марио Бава с изящными хоррорами про нежных девушек и маньяков в кожаных перчатках.
Комментарии:
Ваш комментарий может стать первым!
Добавить: